Вселенная

Вселенная

Мы используем слово «Вселенная» для обозначения всего существующего, от Земли до самых отдаленных мест космического пространства. Вселенная заключает в себе бесчисленное множество галактик, состоящих из звезд. Самые отдаленные галактики, которые мы можем увидеть, настолько далеки, что их свет идет до нас миллиарды лет. Во Вселенной находится бесчисленное множество галактик. Ученые предполагают, что Вселенная возникла миллиарды лет назад в результате так называемого Большого взрыва.

Раньше люди думали, что Земля — это центр Вселенной. Хотя Земля исключительно важна для нас, мы теперь знаем, что она всего лишь маленькая планета, вращающаяся вокруг Солнца, а само Солнце — это одна из миллионов обычных звезд в нашей Галактике. Поскольку свет от звезд добирается до нас так долго, мы видим их теперь такими, какими они в действительности были очень давно. Когда мы заглядываем в глубины Вселенной, мы одновременно заглядываем в давно прошедшие времена.

Большой взрыв:

Ученые считают, что существование Вселенной началось около 15 млрд лет назад, в момент события, которое они называют Большим взрывом. В этом взрыве возникли все вещества и вся энергия нашей Вселенной. Это было начало времени и пространства. В самом начале Вселенная была невероятно плотной и горячей, но, расширяясь, она начала остывать. Первоначально в ней содержалось огромное количество быстро движущихся частиц — так называемых кварков и электронов. Эти частицы соединялись между собой, образуя новые частицы — протоны и нейтроны, часть из которых объединялись в сгустки. На этой стадии вещество Вселенной почти целиком состояло из ядер (центральных частей) атомов водорода и гелия.

Триста тысяч лет спустя, когда Вселенная стала гораздо менее горячей, скорость движения электронов снизилась, и ядра начали их захватывать, образуя атомы — строительные кирпичики привычного для нас вещества. Вещество, свет и другие виды излучения с расширением пространства становились все разреженнее. Примерно миллиард лет спустя огромные облака газа начали сжиматься к своим центрам. Каждое такое облако превратилось в галактику.

Вселенная и теперь продолжает расширяться, и галактики все больше и больше удаляются друг от друга. Если вещества во Вселенной окажется достаточно, то сила тяготения в конце концов остановит расширение и заставит галактики сближаться до тех пор, пока все сущее не сожмется и не схлопнется в одну точку в результате акта, обратного Большому взрыву. Если же Вселенная будет расширяться бесконечно, то в будущем, через миллиарды лет, звезды израсходуют свое ядерное топливо и погаснут.

ИЗ ИСТОРИИ:

В 1929 г. американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что галактики разбегаются друг от друга и Вселенная расширяется. Это открытие, названное законом Хаббла, стало фундаментом теории Большого взрыва. Английский физик Стивен Хокинг в 1988 г. опубликовал свою теорию Вселенной в книге «Краткая история Времени», ставшей бестселлером. В ней Хокинг утверждает, что наша Вселенная и бесконечное число других подобных ей вселенных представляют собой все вместе лишь часть одной грандиозной супервселенной.