Звезды

Звезды

Темной, безоблачной ночью на небе можно увидеть тысячи мерцающих звезд. Звезды — это огромные раскаленные газовые шары, такие же, как наше Солнце, но светят они намного слабее Солнца, потому что расположены гораздо дальше от нас. Даже от ближайших к нам звезд свет идет целые годы. Мы смотрим на звезды сквозь слой воздуха, который все время находится в движении, поэтому свет звезд непостоянен — нам кажется, что они мерцают. Невооруженным глазом, без телескопа, можно увидеть около 5780 звезд. Безоблачной темной ночью из любого места на Земле видно одновременно около 2500 звезд. Астрономы пользуются словом «туманность» для описания туманных пятен в небе, которые не являются звездами. Эти светящиеся облака газа и пыли либо излучают собственный свет, либо отражают свет ближайших к ним звезд. Плеяды, или Семь Сестер, — одно из тех звездных скоплений, которые легче всего наблюдать в ночном небе. В нем находятся шесть ярких звезд, и еще гораздо больше можно увидеть через телескоп. В 1987 г. в галактике под названием Большое Магелланово Облако взорвалась сверхновая. Эта галактика расположена очень близко к нашей и видна из стран Южного полушария. В 1997 г. ученые открыли в нашей Галактике новую звезду, которая крупнее всех известных до сих пор звезд. Она более чем в 100 тыс. раз больше нашего Солнца. Если бы эта звезда находилась в центре нашей Солнечной системы, она поглотила бы все планеты до самого Марса. С Земли эту звезду увидеть нельзя: она заслонена газом и пылью.

Наше Солнце — самая обычная звезда среди миллионов других звезд. В центре всех звезд частицы газа водорода ударяются друг о друга и выделяют огромное количество ядерной энергии. Этот процесс называют ядерным синтезом. Благодаря ему звезды так ярко сияют. Звезды несутся сквозь космическое пространство с колоссальными скоростями, но нам они кажутся неподвижными — это тоже следствие их невероятной удаленности от нас. Группы, которые звезды образуют в небе, остаются неизменными. Эти группы, образующие четкие узоры в какой-либо части небесного свода, называют созвездиями. Одни яркие звезды выглядят почти красными, другие — алмазно-белыми или синеватыми. Наше Солнце — желтая звезда. Звезды излучают свет разного цвета, потому что одни из них гораздо горячее других. Температура поверхности Солнца около 6000С. Красные звезды холоднее, а бело-голубые горячее: их температура достигает 10 000С и более.

Рождение звезды:

Звезды возникают постоянно. Сначала это просто облака газа и пыли в космическом пространстве. Как только подобные сгустки вещества начинают собираться вместе, возникающая сила притяжения усиливает этот процесс. В центре такого образования газ становится все горячее и плотнее, и в конце концов его температура и давление повышаются настолько сильно, что начинается процесс ядерного синтеза (от греческого слова synthesis, означающего «соединение», «сочетание», «составление»). Его начало знаменует собой рождение новой звезды. Нередко множество звезд возникает вблизи друг от друга, в гигантском облаке. Тогда они образуют семейство звезд, которое называют скстлением.

Гиганты и карлики:

Астрономы вычислили, что звезды сильно различаются по размерам. Самые большие звезды называют гигантами, а самые маленькие — карликами. Солнце — небольшая звезда, но бывают звезды и еще меньше. Диаметр так называемых белых карликов более чем в сто раз меньше диаметра нашего Солнца. В противоположность карликам существуют звезды действительно колоссальных размеров, так называемые красные гиганты. Они больше нашего Солнца в сотни раз. Яркая красная звезда Бетельгейзе из созвездия Орион в 500 раз превосходит Солнце по размерам.

Двойные звезды:

Солнце — одиночная звезда, но большинство звезд двойные. Сила гравитации удерживает их вместе, и они обращаются одна односительно другой, подобно тому как планеты обращаются вокруг Солнца. Иногда одна из пары звезд проходит непосредственно перед другой (если смотреть на них с Земли), тем самым закрывая часть излучаемого обеими звездами света, и в результате двойная звезда на короткое время выглядит менее яркой. Самая яркая звезда на небе — Сириус — двойная.

Смерть звезды:

Звезды не живут вечно. В конце концов водородное топливо в их ядрах исчерпывается. Когда это происходит, звезда изменяется и постепенно умирает. Старые звезды раздуваются, превращаясь в красные гиганты. Они могут развеять часть своего газа в пространстве в виде большого туманного кольца. Астрономы наблюдают такие звезды в центрах оболочек раскаленного газа. Возраст Солнца уже насчитывает около 5 млрд лет. Подсчитано, что это примерно середина его жизненного пути. В отдаленном будущем Солнце превратится в красного гиганта и поглотит ближайшие к нему планеты. После этого оно начнет сжиматься и будет уменьшаться и уплотняться до тех пор, пока все его вещество не окажется сжатым в шар размером с Землю. Тогда Солнце станет белым карликом и тихо угаснет.

Звезды значительно более массивные, чем Солнце, заканчивают свое существование грандиозным взрывом, который называют сверхновой звездой или просто сверхновой. Когда сверхновая появляется, она за несколько дней излучает света в миллион раз больше, чем Солнце. За последние 1000 лет в нашей Галактике было надежно зафиксировано появление всего лишь трех сверхновых.

Пульсары:

Когда появляется сверхновая, то оставшаяся после взрыва внутренняя часть звездного вещества превращается в звезду, излучающую радиоволны, — так называемый пульсар. Пульсары излучают радиосигналы в виде серий быстрых, коротких радиоимпульсов. Впервые их обнаружили в 1967 г. радиоастрономы Кембриджского университета (Англия). Самый знаменитый пульсар находится в центральной части Крабовидной туманности в созвездии Тельца. Пульсар Крабовидной туманности каждую секунду излучает 30 радиоимпульсов.

Названия звезд:

Многим ярким звездам даны имена. Большинство названий дали им еще арабские астрономы, которые жили многие века назад. Арабские названия часто начинаются с двух букв Ал — например, Альтаир, Альдебаран, Алголь. Другие названия звезд пришли к нам из греческого или латинского языков — например, Кастор и Поллукс, небесные близнецы в созвездии Близнецы. Часто звезды называют также по созвездию, в котором они находятся, с добавлением греческой буквы — например, Альфа Кентавра, ближайшая к нам (после Солнца) яркая звезда. У более слабых звезд нет собственных имен, и они известны лишь по своим номерам в каталогах.