Корабли и лодки
Корабли — большие морские или речные суда, обычно снабженные двигателями, приводящими в действие подводный винт. В старину корабли ходили под парусами, используя силу ветра, но сегодня больших парусников в мире остались буквально единицы. Лодки намного меньше кораблей, ими управляют с помощью весел или шестов, малых парусов или моторов. Лодки широко используются во всем мире на реках и побережьях морей. Клиперы получили свое название за то, что они сокращали — срезали (clip означает «срезать») — время плавания. В 1850-е гг. клипер доставлял груз шерсти из Австралии в Англию всего за два месяца. На первых пароходах еще сохранялись паруса, помогавшие двигателю. Нынешние судостроители, стремясь найти способы экономии топлива и уменьшения загрязнения окружающей среды, вновь обращаются к этой идее.
В старину лодки строили из древесины или бамбука, в настоящее время — из таких материалов, как алюминий, пластмасса, резина или фиберглас. Современные корабли строятся из стали и других металлов. У большинства имеется один винт, но на некоторых судах устанавливают два и даже три винта. Обычно винт приводится в действие дизельным двигателем, иногда вместо него применяются газовая или паровая турбины. Пар для паровой турбины подается из котла, воду в котором нагревают нефтяная топка или атомный реактор.
Лодки:
Лодки — малые суда, чаще всего без палубы. Они слишком малы для плавания в открытом море. Челноки и каноэ — небольшие лодки без киля, управляемые с помощью весел или шеста. Корытообразные челноки делают из досок и пропитывают смолой для водонепроницаемости. Каноэ выдалбливают из стволов толстых деревьев либо деревянный каркас обтягивают кожей. Такие лодки распространены во многих районах Африки и Азии. В Западной Африке они используются для ловли рыбы у побережья. Аборигены Северной Америки строят каяки — челноки из деревянных каркасов, обтянутых тюленьими шкурами.
Парусные суда:
Наиболее древние парусники имели одну мачту и один парус. По мере увеличения размеров кораблей число мачт увеличивалось, и они становились все более высокими. На каждой из них размещалось по нескольку парусов. На больших кораблях устанавливались прямые паруса, которые располагались под прямым углом к палубе. Клиперы с прямыми парусами были самыми быстроходными парусными судами. В наши дни небольшие парусные суда широко используются во всем мире. Так, на Среднем Востоке распространены дау а на Дальнем Востоке — джонки.
Грузовые и пассажирские суда:
Большинство современных грузовых судов предназначены для определенного типа грузов. Такие суда могут перевозить несколько сотен автомобилей, контейнеры со стиральными машинами или зерно, подаваемое на борт по трубе. Пассажирские суда сегодня — это паромы или роскошные лайнеры, на которых и совершают круизы. В прошлом, когда еще не были столь распространены авиаперевозки, громадные пассажирские лайнеры совершали регулярные рейсы между всеми крупнейшими портами мира.
Спасательные шлюпки:
Спасательные шлюпки предназначены для спасения людей, терпящих бедствие в море. Шлюпки имеют высокую устойчивость, что позволяет им при сильном крене самостоятельно возвращаться к горизонтали. Шлюпкам необходим мощный двигатель и особая прочность, чтобы выдерживать удары волн. В наши дни большие спасательные шлюпки уступают место непотопляемым резиновым лодкам. Такие лодки удобнее для спасательных работ вблизи берега; они могут спасать экипажи яхт и малых рыбацких лодок, терпящих бедствие.
Судно на воздушной подушке:
Суда на воздушной подушке могут перевозит ь людей и грузы по суше и по воде. Некоторые из них используются в качестве пассажирских или грузовых паромов. Своим названием они обязаны тому, что действительно плавают как бы на воздушной подушке, создаваемой мощными насосами под днищем судна. Такое судно движется с помощью большого воздушного винта на корме, приводимого в действие небольшим авиационным двигателем. Суда на воздушной подушке способны передвигаться по любой ровной поверхности. В Канаде, например, они движутся по воде, суше и льду.
ИЗ ИСТОРИИ:
Древние египтяне уже ок. 4000 г. до н.э. умели строить лодки из тростника. Древние греки и римляне плавали на весельных галерах. Между 700 и 1000 г. н.э. викинги на своих знаменитых длинных лодках завоевали чуть ли не всю Северную Европу. В XVI в. парусные корабли — галеоны — использовались в качестве грузовых и военных судов. В начале XIX в. пароходы начали понемногу вытеснять парусные суда. Первые пароходы имели огромные колеса с лопастями. Большое влияние на конструкцию современного судна оказали разработки инженера Исамбарда Кингдома Брунеля. Созданный им корабль «Великобритания» произвел революцию в кораблестроении. «Великобритания», спущенная на воду в 1843 г., имела гребной винт и цельнометаллический корпус. Пароходам требовалось много топлива (угля), и поэтому они имели громадные размеры.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.