Самолеты
В наши дни множество типов летательных аппаратов используется в самых разных целях: коммерческих, военных, гражданских и даже развлекательных. Самолеты и вертолеты — это летательные аппараты тяжелее воздуха, которые держатся в воздухе благодаря крыльям или лопастям винта. Воздушные шары и дирижабли также относятся к летательным аппаратам. Они летают благодаря тому, что наполнены легким газом. В последние годы удалось сконструировать самолет с двигателем, приводимым в действие силой человеческих мускулов. Он создан из новейших высокопрочных и легких материалов, например углеродных волокон. Общий вес такого аппарата не превышает 60 кг. Гидросамолет «Калькутта» в 1928 г. совершил посадку на воду. Это самый большой гидросамолет, когда-либо созданный в Великобритании. Его салон был рассчитан на 15 пассажиров. Некоторые самолеты предназначены для специальных целей, например для распыления химикатов над сельскохозяйственными посевами. Пассажирский самолет «Боинг-777», один из авиалайнеров нового поколения.
Все самолеты имеют корпус — фюзеляж, — крылья и хвостовое оперение со стабилизатором. Крылья прямой формы лучше подходят для перевозки тяжелых грузов на низких скоростях, а скошенные назад — для высокоскоростных полетов. Некоторые военные самолеты, например «Панавиа-Торнадо», МиГ-23, имеют так называемые поворотные крылья, геометрия которых меняется в зависимости от скорости полета. Некоторые самолеты, например «Конкорд», вообще не имеют хвостового оперения. Их крыло в форме треугольника (дельтовидное крыло) достигает конца фюзеляжа. Дельтовидные крылья очень удобны для высокоскоростных полетов, но не столь эффективны при низких скоростях. У некоторых самолетов несущие крылья расположены сзади, а хвостовое оперение — впереди. Это так называемая аэродинамическая схема «утка». Как правило, несущая рама самолетов изготавливается из легкого сплава, например дюралюминия. На этой раме крепится легкая металлическая обшивка, придающая фюзеляжу высокую прочность, подобно трубе. По такому же принципу выполняются и крылья. Самолеты, построенные таким образом, обладают так называемой монолитной конструкцией. Она была изобретена в 1920-е гг., а до этого самолеты строили из деревянных или металлических рам, обтянутых тканью и скрепленных проволокой.
Авиационные двигатели:
Самолеты отличаются большим разнообразием форм и габаритов — от простых одномоторных машин до новейших широкофюзеляжных гигантов, способных брать на борт более 600 пассажиров и выполнять полеты на огромные расстояния. На большинстве современных самолетов установлены турбореактивные или турбовинтовые двигатели. На некоторых малогабаритных самолетах используются воздушные винты, приводимые в действие поршневыми двигателями, работающими по тому же принципу, что и автомобильные двигатели внутреннего сгорания. Некоторые микросамолеты имеют двигатели чуть большего размера, чем двигатель мотоцикла.
Новейшие самолеты:
В наши дни конструкторы новых самолетов больше внимания уделяют не скорости, а экономичности. Скорость многих новейших авиалайнеров почти вдвое ниже скорости знаменитого «Конкорда,» построенного в 1960-е гг. С помощью компьютеров инженеры разработали крылья, имеющие лучшую обтекаемость, и создали двигатели, потребляющие значительно меньше топлива и создающие меньше шума. Так, аэробус берет на борт пассажиров в четыре раза больше, чем «Конкорд», расходуя при этом такое же количество топлива.
Важным элементом современного авиалайнера являются компьютеры. Автопилот — это компьютер, управляющий самолетом на разных режимах полета. Есть даже такие самолеты, где пилоту не приходится непосредственно управлять полетом — он лишь следит за органами управления, которые посылают команды в компьютер, а тот уже подбирает оптимальное решение для данного режима. Эта система получила название регламентного режима.
ИЗ ИСТОРИИ:
Первый в мире самолет-аэроплан был построен братьями Райт в США. 17 декабря 1903 г. Орвилл Райт на самолете «Флайер» совершил 12-секундный полет на расстояние 36 м. В 1909 г. Луи Блерио перелетел через Ла- Манш. Спустя 10 лет Элкок и Браун осуществили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.
В 1927 г. Чарльз Линдберг совершил первый одиночный полет через Атлантику на специально построенном для этой цели самолете «Дух Сент-Луттса». В 1930 г. Эми Джонсон стала первой женщиной, совершившей перелет в Австралию. Два года спустя американка Амелия Эрхарт первой из женщин в одиночку осуществила беспосадочный перелет через Атлантический океан. Ее полет продолжался 15 часов 18 минут.
После Первой мировой войны получили развитие полеты с пассажирами на борту. В 1920-е гг. пассажиры нередко летали на почтовых самолетах, примостившись среди мешков с почтой. Однако с конца 1930-х гг. полеты стали более комфортабельными. В 1939 г. появился первый реактивный самолет «Хейнкель Не-178». А в 1952 г. начались регулярные полеты реактивного авиалайнера — «Де Хэйвиллэнд Комет».
Самолеты-пионеры:
- Аэроплан «Флайер» братьев Райт впервые поднялся в воздух в 1903 г.
- Самолет«Хейнкель Не-178», выпущенный в 1939 г., стал первым в мире реактивным самолетом.
- Аэробус «Боинг- 747» — первый широкофюзеляжный самолет.
- «Конкорд» — первый сверхзвуковой авиалайнер, совершающий регулярные полеты. Он развивает скорость вдвое выше скорости звука и выполняет перелет через Атлантику за 3 часа.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
< Предыдущая | Следующая > |
---|