Железные дороги
Поезда на железных дорогах движутся по гладким металлическим рельсам, более удобным, чем обычные дороги. Для передвижения вагонов с пассажирами или грузами используются локомотивы (двигатели на колесах). Один локомотив способен тянуть состав, весящий многие тысячи тонн. На местных линиях часто используются многодизельные поезда. В таких поездах небольшие дизели устанавливаются под днищем каждого вагона. На очень крутых трассах между двумя рельсами помещается третий, зубчатый рельс. С ним вступает в контакт особое зубчатое колесо на локомотиве, так называемая шестерня, благодаря чему поезд может взбираться на крутой подъем, не рискуя соскользнуть с рельсов. На большинстве железных дорог за движением следят пульты управления, где установлены мощные компьютеры. Одним из блестящих достижений в развитии железнодорожного транспорта стала прокладка дороги между Бристолем и Лондоном, которой руководил Исамбард Кингдом Брунель. Дорога получила название «Грейт Вестерн», и на ее строительство, завершенное в 1841 г., ушло восемь лет. В 1863 г. две американские компании, «Юнион Пасифик» и «Сентрал Пасифик», начали строительство железной дороги через всю Северную Америку. Одна из этих компаний тянула линию с востока, с побережья Тихого океана, а другая — с запада, от реки Миссури. Через шесть лет две линии встретились в штате Юта. Самый большой в мире паровоз, «Челленджер», был построен компанией «Юнион Пасифик» в годы Второй мировой войны. В 1980-е гг. он был восстановлен. Протяженность линий лондонской подземки превышает 400 км, превосходя любое другое метро в мире. Больше всего станций в нью-йоркской подземке — 466, а больше всего пассажиров перевозит московское метро — свыше 6 млн в день.