ПСИХОТЕРАПИЯ — воздействие на больного психологическими факторами (словом, поступками, обстановкой) с целью лечения или коррекции его поведения . Учитывая многообразие психотерапевтических методик, различие мед., психологических, социальных, антропологических и философских установок П. и чрезвычайно широкий спектр ее применения, мн. исследователи рассматривают современную П. не как единую, однозначно понимаемую область знаний и практических навыков и подходов, а лишь как их сочетание. Ряд исследователей определяет П. как особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывают помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психического характера. В мед. практике П. применяют как метод лечения, влияющий на функционирование организма как в психической, так и в соматической сферах. Термин впервые использовал англ. врач Д.Х. Тьюк в кн. “Иллюстрации влияния разума на тело” (1872), одна из глав которой названа “Психотерапия”. Метод получил широкое распространение в конце XIX в. в связи с развитием техники гипноза и других психотерапевтических методик.
Осн. видами П. являются суггестивная, рациональная П., аутогенная тренировка, поведенческая и личностно-ориентированная П. В основе суггестивной П. лежит воздействие на пациента с помощью внушения, что наиболее полно отражено в гипнозе (гипносуггестивная П.). Используется также методика суггестии в состоянии бодрствования. Рациональная П., разработанная П. Дюбуа, предполагает логическое (рациональное) воздействие на психику пациента, разъяснение в доступной ему форме причины болезни, сущности отдельных симптомов с целью доказательства относительной безопасности болезни для жизни и трудоспособности; мобилизации потенциальных возможностей личности в борьбе с болезнью; выработки совместно с больным необходимых для него жизненных установок. И. Шульц предложил методику аутогенной тренировки, основанную на приемах релаксации. Наряду с оригинальной, довольно громоздкой и трудоемкой методикой автора, получили распространение многочисленные ее модификации и варианты. Поведенческая П. — одно из ведущих направлений в современной П. Ее предшественниками были методы П., основанные на принципах научения (т.н. условно-рефлекторная П.), разработанные в 1910-х гг. и использовавшие в качестве теоретического обоснования теорию классического обусловливания И.П. Павлова. Современная поведенческая П. сформировалась в 1950— 1960-х гг. Она предусматривает использование принципов экспериментальной и социальной психологии с целью уменьшения страданий пациента и повышения его дееспособности, а также приобретения навыков, позволяющих улучшить самоконтроль. Личностно-ориентированная (реконструктивная) П. направлена на достижение позитивных личностных изменений пациента, осознание больным истинных причин своих психогенных расстройств, изменение его личностных установок, а также коррекцию его неадекватных реакций и форм поведения. Позитивные изменения в системе отношений личности больного, прежде всего в самооценке, тесно связаны с перестройкой (реконструкцией) его неадаптивного поведения и устранением симптомов болезни.
По терапевтической направленности выделяют П. симптоматическую и патогенетическую. При симптоматической П. (гипноз, аутогенная тренировка, поведенческая П.) устранение или смягчение симптомов помогает больному сосредоточить свои силы на решении эмоциональных проблем, связанных с заболеванием. При патогенетической П. (личностно-ориентированная П.) осуществляется перестройка системы отношений личности больного в целях повышения способности преодолевать трудные ситуации и успешно решать порожденные ими проблемы. Позитивные изменения внутреннего мира больного и его поведения приводят к устранению патологического эмоционального реагирования и редукции симптоматики. Различают также индивидуальную, групповую и семейную П. Применение индивидуальной П. целесообразно в тех случаях, когда необходима сосредоточенность на личных проблемах и механизмах возникновения психогенных нарушений. Социоцентрическая направленность групповой П. позволяет сосредоточить внимание на межличностной проблематике больных. При семейной П. воздействию подвергается не только больной, но и его семья (все или отдельные ее члены).
В зависимости от степени участия психического фактора в генезе и течении болезни П. применяют как осн. метод лечения, метод реабилитации, психопрофилактики или как дополняющий другие методы лечения психосоматических расстройств, пограничных состояний и т.д.; гл. обр. групповые формы П. используют при лечении хронического алкоголизма, наркомании.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
< Предыдущая | Следующая > |
---|