Скульптура
Скульпторы создают трехмерные произведения искусства — объемные, а не плоские, как картины. Скульптуры ставят поодаль от стен, чтобы зрители могли обойти их со всех сторон и рассмотреть под разными углами. Прикоснувшись к скульптуре, можно ощутить ее текстуру и форму.
Скульптуры создают из всевозможных материалов, в том числе из пластмассы, стеклопластика, кирпича и даже льда. Современные скульпторы иногда пользуются самыми неожиданными материалами, в том числе кузовами разбитых автомобилей. К традиционным материалам относятся дерево, глина, камень и металл.
Сырье:
Многие скульптуры сделаны из дерева. Твердые породы дерева, такие, как дуб, грецкий орех, тис, красное и черное дерево и вишня, хорошо пригодны для резьбы, они имеют разные оттенки и фактуру. Но даже самое крепкое дерево гниет, поэтому наибольшее количество скульптур, сохранившихся до наших дней, сделано из других материалов. Глина тоже имеет разную текстуру и цвет, она бывает серой, красновато- коричневой и синевато- черной. Камень также различается по цвету, весу, прочности и текстуре. Самый прочный и стойкий к погодным воздействиям камень — гранит, из него в основном изготавливают большие памятники, стоящие под открытым небом. Гранит с трудом поддается обработке, но его можно отполировать до зеркальной гладкости. Мрамор — излюбленный камень многих скульпторов, поскольку его поверхность отличается необыкновенной красотой.
Бронза стала самым популярным металлом у скульпторов потому, что с ней легко работать. Ею пользовались почти все народы. Самые поразительные бронзовые скульптуры были изготовлены в Африке и Китае. Несколько греческих бронзовых скульптур пролежали на дне моря более 2000 лет, но при этом ничуть не пострадали. Кроме бронзы, скульпторы применяют золото, серебро, железо, сталь и алюминии.
Отсекание или добавление:
На протяжении всей истории скульптуры существовало два основных способа придания формы материалам: отсекание или добавление (другие названия — резьба и моделирование). В первом случае берут каменную глыбу или большой кусок дерева и лишний материал отсекают от него, придавая скульптуре форму. При этом создается впечатление, что сама скульптура была спрятана внутри глыбы, а талант скульптора только помог ей выбраться наружу.
При втором способе создания скульптур работа начинается с комка мягкой глины или воска, которым придают желаемую форму. Можно добавлять комки материала, соединять их вместе, увеличивая размер модели. Закончив работу над моделью, ее обжигают в печи, как керамику, чтобы сделать твердой и прочной,или изготавливают по ней форму. Затем в этой форме отливают из металла точную копию скульптуры.
Современные скульпторы пользуются и третьим приемом. Иногда они собирают скульптуру из разных материалов, соединяя, приваривая, приклеивая или просто группируя ее части. Традиционная скульптура отличается прочностью и большим весом, но современные скульпторы часто применяют более легкие материалы. Некоторые мобили скульптора Александра Колдера сделаны из тонких листов металла, подвешенных на проволоке и покачивающихся даже при самом легком дуновении ветра.
Формы и функции:
Скульптура — очень древнее искусство. К древнейшим ее образцам относятся небольшие каменные фигурки женщин, их возраст почти 25 тыс. лет. Археологи считают, что эти фигурки выполняли религиозные«или магические функции. С тех пор назначение скульптуры было самое различное. Чаще всего она служила памятником умершим. В большинстве крупных и мелких городов воздвигали статуи влиятельных горожан и мемориальные ансамбли в память о войнах. Камень и бронза — материалы, идеально подходящие для таких скульптур, поскольку они сохраняются веками.
Еще одна важная функция скульптуры — украшение зданий. Почти во всех великих цивилизациях самые важные здания, особенно церкви и храмы, обильно украшали резьбой. Удивительные образцы таких украшений обнаружены в индуистских храмах Индии. К примеру, в Эллоре есть уникальный комплекс храмов, высеченных в скале. Многие художники пользовались скульптурой, как и живописью, с целью самовыражения и для экспериментов с материалами, формами и идеями. В начале XX в. скульпторы обращали особое внимание на естественную красоту материалов. Другие стали использовать вторичные материалы, давая нам понять, что богатое воображение способно преобразить даже мусор.
Некоторые великие скульпторы:
Фидий — древнегреческий скульптор периода высокой классики. Он жил в V в. до н.э. и создал немало скульптур, украшавших Парфенон в Афинах.
Донателло (ок. 1386—1466) — итальянский скульптор эпохи Ренессанса, который создавал великолепные мраморные и бронзовые фигуры.
Итальянского художника Микеланджело (1475—1564) часто называют величайшим из всех скульпторов. Один из самых известных шедевров Микеланджело — статуя Давида.
Итальянец Джан Лоренцо Бернини (1598—1680) — самый знаменитый скульптор эпохи барокко. Он создал множество статуй, украшающих собор святого Петра в Риме.
Французский скульптор Огюст Роден (1840—1917) прославился смелостью реалистических исканий, живописной лепкой (скульптура «Мыслитель»).
Румынский скульптор Константин Брынкуши (1876—1957) одним из первых обратился к абстрактному искусству.
Английский скульптор Генри Мур (1898—1986) знаменит внушительными фигурами, упрощенно передающими формы человеческого тела.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
< Предыдущая | Следующая > |
---|