Классическая музыка

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Классическая музыка

 

Говоря о классической музыке, мы обычно подразумеваем музыку, которую исполняют на концертах, во время церковных служб, а также оперу и балет. Термин «классический» применим также к музыке, написанной в классический период истории западного искусства, продолжавшийся с 1750 по 1800 г. Музыка для немногочисленных инструментов, исполняемая в небольших помещениях, называется камерной. Чаще всего камерную музыку писали для ансамблей из трех (трио), четырех (квартет) или пяти (квинтет) музыкантов. Композитор Джон Кейдж хотел, чтобы люди осознали, сколько разных звуков окружает их — тех звуков, которые мы обычно не замечаем. Поэтому в 1952 г. он написал пьесу под названием «4 минуты 33 секунды», при исполнении которой пианист ничего не играет. Музыка возникает из звуков, раздающихся в концертном зале.

Западная классическая музыка — всего один из множества видов классической музыки народов мира. К примеру, в Индии классическими считаются произведения, которые исполнялись на протяжении веков, но не были записаны. В Японии классическая придворная музыка гэгаку восходит к 700-м гг. н.э.

Западные традиции:

На Западе древнейшей музыкой считаются песнопения, которые исполнялись в христианской церкви начиная с IX в. О музыке, существовавшей до IX в., почти ничего не известно, поскольку е е не записывали. Искусство песнопений достигло расцвета в XIII в. В эпоху Ренессанса (с 1400 по 1600 г.) церковная музыка стала более изысканной. Композиторы XVI в., такие, как итальянец Джованни Пьерлуиджи Палестрина, писали сложные музыкальные произведения — мессы. Кроме того, музыка развивалась вне церкви: сначала итальянские, а затем английские композиторы начали писать музыку на стихи. Создавались короткие музыкальные пьесы — мадригалы. В период барокко (примерно с 1600 по 1750 г.) родилась опера, одновременно продолжалось развитие религиозной (духовной) и нерелигиозной (светской) музыки. Величайшим из композиторов эпохи барокко был Иоганн Себастьян Бах. Он создал многочисленные религиозные музыкальные произведения и развивал светские формы — такие, как концерт. Примерно в то же время Георг Фридрих Гендель писал драматические оратории. После первого же концерта в 1742 г. оратория Генделя «Мессия» приобрела шумную популярность.

Классицизм и романтизм:

Вторая половина XVIII в. известна как классический период в истории западной музыки. Большинство композиторов и музыкантов служили при церкви или пользовались поддержкой богатых покровителей. Принц или дворянин содержал обычно придворный оркестр ради развлечения гостей, а также композитора, который писал для него музыку. Австрийский композитор Франц Йозеф Гайдн большую часть жизни прослужил при дворе князя Эстергази в Вене. Он создал более 100 симфоний, много сделал для развития некоторых форм камерной музыки — таких, как струнный квартет. Музыка Гайдна стала источником вдохновения для многих других композиторов эпохи классицизма. Гениальность Вольфганга Амадея Моцарта признали еще при его жизни. Но у него не было постоянного покровителя, из-за отсутствия надежной поддержки жизнь его превратилась в борьбу и череду бед. Моцарт сочинял самую разнообразную музыку; любовь к театру побудила его написать такие оперы, как «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта». Выдающейся фигурой конца классического периода стал Людвиг ван Бетховен. Бетховен прибегал к таким музыкальным формам, как симфония, концерт, соната, и неустанно развивал их. Многие композиторы XIX в. пытались подражать Бетховену.

Романтический период в музыке, живописи и литературе (конец XVTII — первая половина XIX в.) совпал по времени с революциями, в результате которых власть монархов и дворянства ослабела и появился новый класс состоятельных людей. Во многих европейских городах строили публичные концертные залы. Композиторы и исполнители теперь развлекали не своего покровителя, а широкую публику. Венгерский пианист Ференц Лист и итальянский скрипач Никколо Паганини писали и исполняли произведения, ошеломлявшие слушателей своей виртуозностью. Австрийский композитор Франц Шуберт сочинил сотни выразительных песен, которые исполнял перед небольшими группами друзей и поклонников. Итальянец Джузеппе Верди писал исторические оперы или брал за основу сюжеты литературных произведений, а немца Рихарда Вагнера вдохновляли мифы и легенды.

Современный период:

В конце XIX и начале XX в. некоторые композиторы отказались от эмоциональности музыки периода романтизма. Они искали в музыке пути самовыражения. Французский композитор Клод Дебюсси одним из первых исследовал возможности новых звуков и созвучий. Его вдохновляла природа, он пытался воссоздать в музыке впечатление, которое произвел на него, к примеру, лунный свет или шум моря.

Австрийский композитор Арнольд Шенберг изобрел двенадцатитоновую систему - ряд из 12 нот, служивших основой для музыкальных пьес. Шенберг оказал влияние на многих композиторов XX в., в особенности на Антона Веберна и Альбана Берга. Родившийся в России композитор Игорь Стравинский экспериментировал с ритмом, сочиняя музыку к балету «Весна священная». Кроме того, в его творчестве проявился неоклассицизм, в котором воссоздание некоторых черт старинной музыки сочеталось с новым музыкальным языком, характерным для музыки XX в.

Позднее, в XX в., композиторами-новаторами стали Джон Кейдж и т в о р е ц электронной музыки Карлхайнц Штокхаузен. Некоторые композиторы, Джон Тейвинер например, черпали вдохновение в церкви. Для музыки Стива Рейха, Джона Адамса и Арво Пярта характерны чистые, простые звуки. Сегодня большинстве} композиторов испытывают влияние музыкальных традиций всего мира.

Некоторые формы музыкальных произведений:

Концерт — пьеса для солиста или солистов, которым аккомпанирует оркестр. Композитор старается подчеркнуть контраст между сольной и оркестровой партиями.

Мадригал — песня, предназначенная для нескольких исполнителей без аккомпанемента. Был популярен в эпоху Ренессанса.

Оратория — большое произведение, которое исполняют певцы-солисты, хор и оркестр. Обычно оратории сочиняли на религиозные сюжеты, они не предусматривали ни актерской игры, ни декораций, ни костюмов. «Страсти» — оратория, повествующая о муках Христа.

Соната — музыкальное произведение для солирующего инструмента или двух инструментов (дуэт) без сопровождения оркестра.

Сюита — цикл пьес, часто включающий медленные танцы, такие, как аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Такие произведения были очень распространены в эпоху барокко.

Симфония — монументальное произведение для оркестра. Обычно симфонии делятся на несколько частей, отличающихся темпом.





Понравилась статья? Расскажи друзьям!


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Животный мир

Самые читаемые

Самые популярные

   Copyright © 2012. Онлайн Энциклопедия. Администрация сайта не претендует на авторство опубликованных статей.
megaznanie@gmail.com
Яндекс.Метрика